
Основы дисбаланса

Дисбаланс – вездесущее явление во вращющихся телах. Типичным примером являются вращющиеся инструментальные оправки на станках.
Поскольку дисбаланс создает центробежную силу, которая линейно увеличивается с дисбалансом и пропорциональная количеству оборотов, чем быстрее вращается ротор, тем более заметным становится дисбаланс. Но как возникает дисбаланс, как его измерить и как устранить с помощью балансировки?
На следующей странице мы собрали теоретические основы балансировки, которые представляют собой основу балансировки инструмента.
1. Причины дисбаланса
- Несимметричная конструкция Ротора (например, зажимная канавка на держателях инструментов, как указано в DIN 69871, или зажимной винт на держателях инструментов Weldon)
- Несимметричное распределение массы из-за ошибок концентричности, вызванных производственными допусками, например концентричностью наружного диаметра инструмента по отношению к конусу патрона.
- Ошибки центрирования при сборке Ротора, состоящего из нескольких компонентов, например фрезерного шпинделя и инструментального патрона, инструментального патрона и инструмента.
- Ошибки концентричности в подшипниках Ротора, например в подшипнике шпинделя.
2. Что такое дисбаланс?
2.1 Статический дисбаланс

Центр тяжести Ротора лежит вне оси вращения.
- Этот вид дисбаланса можно измерить в неподвижных роторах, например с помощью шкал дисбаланса для шлифовальных кругов
- При вращении это дисбаланс вызывает центробежные силы, перпендикулярные оси вращения
- Его можно устранить, балансируя в одной плоскости. Можно выбрать любую балансировочную плоскость. Обычно после статической балансировки все еще может быть моментный дисбаланс.
MU = масса дисбаланса (в г)
r = расстояние от неуравновешенной массы до оси вращения (в мм)
M = масса Ротора (в кг)
e = расстояние от центра тяжести до оси вращения (в мкм)
S = центр тяжести
FF = центробежная сила
Значение статического дисбаланса: U = MU • r = M • e
Единица измерения дисбаланса: [U] = г * мм = кг * мкм
2.2 Моментный дисбаланс

Центр тяжести лежит вдоль оси вращения
- Этот тип дисбаланса можно измерить только во вращающихся роторах.
- Такой тип дисбаланса вызывает момент во время вращения.
- Центробежные силы обеих неуравновешенных масс уравновешивают друг друга (без боковых сил).
- Его можно устранить только балансировкой в 2-х плоскостях
MU1, MU2 = несбалансированные массы (в г)
S = центр тяжести
r = расстояние от неуравновешенных масс до оси вращения (в мм)
M = масса Ротора (в кг)
FF1, FF2 = центробежные силы
MU1 = MU2
FF1 = FF2
2.3 Динамический дисбаланс
Сочетание статического и парного дисбаланса
- Это нормальный случай для промышленных роторов
3. Что такое балансировка?

Балансировка используется для компенсации несимметричного распределения массы в Роторе.
Это возможно с помощью:
- применения массы, например установки груза для балансировки автомобильных шин
- удаления массы, например, путем сверления отверстия
- регулировки массы, например, путем добавления балансировочных колец, винтов
3.1 Балансировка в одной плоскости (статическая)
Компенсация статической части дисбаланса:
- Центр тяжести Ротора возвращается к оси вращения (эксцентриситет е=0)
- Парный дисбаланс динамического дисбаланса остается неизменным
3.2 Балансировка в двух плоскостях (динамическая)
Полная компенсация дисбаланса (статический и моментный дисбаланс)
- В принципе, можно выбрать любые балансировочные плоскости (лучше всего, если они находятся как можно дальше друг от друга)
4. Измерение дисбаланса
4.1 Принцип измерения

- Держатель инструмента вставляется в балансировочный шпиндель и приводится во вращение.
- Датчики силы измеряют центробежные силы.
- Центробежные силы измеряются в двух различных плоскостях на опоре балансировочного шпинделя. Синусоидальный сигнал вырабатывается по мере того, как направление, в котором действуют центробежные силы, поворачивается вместе со шпинделем. Необходимо определить как величину сигнала, так и его угол по отношению к шпинделю.
- Силовые сигналы используются для расчета весов относительно балансировочных плоскостей. При изменении положения балансировочных плоскостей изменятся и рассчитанные дисбалансы.
- Компенсация дисбаланса рассчитывается на основе значений дисбаланса.
5. Балансировка оправок
5.1 Качество балансировки G

DIN ISO 1940-1 (ранее VDI guideline 2060) определяет принципы измерения дисбаланса и для балансировки. Точность балансировки выражается как класс балансировки G (ранее: Q).
Оценка качества балансировки всегда действительна только для одной конкретной скорости вращения ротора.
Допустимый остаточный дисбаланс рассчитывается исходя из степени качества балансировки, скорости вращения и веса Ротора.
Uzul = (G•M)/n • 9549
Uzul = допустимый остаточный дисбаланс Ротора в гмм
G = балансировочная оценка качества
M = масса Ротора, кг
n = частота вращения ротора в об / мин
9549 = постоянный коэффициент, полученный в результате преобразования единиц измерения
Пример:
- Фреза зажата в цанговом патроне.
- Общий вес 0,8 кг
- Фреза должна использоваться с рабочей скоростью n = 15 000 об / мин
- Изготовитель шпинделя требует качество балансировки класса G = 2,5
- Допустимый остаточный дисбаланс Uper = 1,3 гмм
Допустимый остаточный дисбаланс можно увидеть на диаграмме.
5.2 Достижимая точность
В приведенном выше примере допустимый остаточный дисбаланс составляет 1,3 гмм. Для наглядности этого значения, полезно преобразовать дисбаланс в эксцентриситет.
Uzul = M • eper
eper = Uper/M =1.3 гмм/800г = 0.0016 мм = 1.6 мкм
Поэтому центр тяжести держателя инструмента может быть смещен на макс. 1,6 мкм от оси вращения. Во время балансировки предполагается, что ось конуса или HSK является осью вращения. Однако в фрезерном станке инструмент вращается вокруг оси шпинделя.
Даже новые шпиндели имеют радиальное биение до 5 мкм (эквивалентно эксцентриситету e = 2,5 мкм).
Дополнительный пример:
Балансировочное качество G = 1
Скорость вращения n = 40.000 об / мин
Масса инструмента M = 0,8 кг
Uper = 0,2 гмм
Eper = 0,3 мкм
Этот допустимый эксцентриситет не может быть достигнут на практике.
Даже хорошие шпиндели имеют повторяемость 1-2 мкм при смене инструмента.
Небольшое количество грязи значительно ухудшает результат.
На общий дисбаланс фрезерного шпинделя влияют многие факторы:
- дисбаланс самого шпинделя
- дисбаланс из-за ошибок концентричности в шпинделе (ось симметрии не является осью вращения.)
- ошибки концентричности в фурнитуре шпинделя (отверстие для охлаждающей жидкости, зажимное устройство)
- боковое искажение зажимной системы при затяжке (пружины, тяга)
- погрешность концентричности и наклона держателя инструментального патрона в шпинделе
- дисбаланс самого инструментального патрона
- ошибка концентричности тягового стержня (смещение)
- ошибка концентричности в инструменте
- дисбаланс аксессуаров держателя инструмента (например, затяжная гайка)
Вывод:
Допустимый остаточный дисбаланс менее 1 гмм на практике нереален!